Лабораторная работа 4 строение и функции суставов

В чем заключается взаимосвязь, строение и функции суставов?

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Суставы — это узлы соединения костей, которые обеспечивают скелету человека подвижность. Любое движение является прежде всего движением суставов, поэтому их состояние особенно важно для организма.

Сустав представляет собой двухслойную сумку, окружающую соединенные кости.
Основными функциями этой сумки являются обеспечение герметичности суставной полости и выработка синовиальной жидкости.
Синовиальная жидкость выполняет роль объединяющего элемента в сочленении костей.
Концы костей в местах соединения имеют особую форму — у одной из них есть выпуклость, у другой — углубление. Выпуклая часть называется головкой сустава, вогнутая — ямкой. Поверхности ямки и головки покрыты гладким упругим хрящом, который снижает трение и играет роль амортизатора при сотрясениях и толчках во время движения.

Хрящ состоит из волокон соединительной ткани, расположенных в матрице. Последняя представляет собой субстанцию, образованную специальными соединениями — гликозамингликанами. Матрица отвечает за питание хряща и восстановление поврежденных волокон. Такое строение хряща напоминает губку: в состоянии покоя он впитывает жидкость, а при движении выдавливает ее в суставную полость, обеспечивая смазку сустава.

На краях суставных поверхностей или на расположенных рядом с суставами костях имеются костные выступы, которые ограничивают амплитуду движения. Например, костный бугорок плечевой кости, соприкасающийся с плечевым отростком лопатки, ограничивает движение руки.

Еще одним важным элементом сустава являются связки, которые представляют собой пучки волокон, удерживающие кости в определенном положении относительно друг друга. Связки крепятся таким образом, что обеспечивают фиксацию костей, не препятствуя их движению.

Эластичность связок позволяет совершать движения различной амплитуды, не подвергаясь опасности травм, однако при предельных нагрузках связки могут отрываться от мест прикрепления и даже разрываться. С возрастом эластичность связок становится меньше. Наиболее эластичными являются связки у детей — они могут растягиваться на 6-10% своей длины. У людей среднего возраста связки могут растягиваться только на 4-5%, а в пожилом возрасте эластичность связок становится практически нулевой.

Функционирование сустава невозможно без мышц, приводящих его в движение. Несмотря на то что мышцы не являются составной частью сустава, без них сустав не может действовать.

Виды суставов
В человеческом теле существует несколько видов суставов, которые классифицируются по типу вращения. Самыми подвижными в человеческом организме являются шаровидные суставы, которые имеют большое число осей вращения. Они обеспечивают такие движения, как сгибание и разгибание, отведение и приведение, повороты наружу и внутрь, а также круговые вращения. Примером такого сустава может служить плечевой сустав.

Эллипсовидные суставы, например лучезапястный, позволяют осуществлять сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения.

Меньшую амплитуду движений могут обеспечивать блоковидные и цилиндрические суставы, например коленный и голеностопный, которые обычно выполняют только функции сгибания и разгибания.

Плоские суставы представляют собой соединения костей, не имеющих головок и ямок. Эти суставы позволяют совершать движения в разных направлениях, но с незначительной амплитудой. Такие суставы находятся между костями предплюсны и в запястье. Соединения двух костей называются простыми, трех и более — сложными суставами. Количество связок обратно пропорционально подвижности сустава: шаровидные суставы, например, скрепляются только одной связкой.

Особое строение имеют суставы позвоночника.
Движение позвонков происходит за счет деформации упругих межпозвоночных дисков, которые не только обеспечивают подвижность, но и амортизируют толчки, удары и сотрясения. Движение позвоночного столба может происходить в 3 направлениях: сгибание и разгибание, повороты и наклоны в стороны.
Суставы грудной клетки находятся в местах соединения ребер с позвоночником и грудинной костью. Это плоские суставы с очень малой подвижностью, причем грудинореберные суставы к тому же склонны к полной потере подвижности и зарастанию хрящевой тканью.

Лабораторная работа №1.Ткани организма человека

Лабораторная работа №1.Ткани организма человека.

Цель: установит связь между строением клеток разных тканей с их функциями.

Оборудование и материалы: Микроскоп, готовые микропрепараты «Поперечно — полосатая мышечная ткань»,»соединительная ткань. Хрящ» «Нервная ткань»,ложечка, дезинфицирующий раствор, ватный тампон синие чернила, стаканчик с водой, пипетка предметные и покровные стекла.

Рассмотрите при большом увеличений микропрепарат «поперечно –полосатая мышечная ткань «.Зарисуйте увиденное. Определите и обозначьте цифрами:1.Мышечные клетки;2.Ядра мышечных клеток;3.Рыхлая соединительная ткань, окружающая пучок мышечных волокон;4.Кровеносные сосуды;5.Нервы. Рассмотрите при большом увеличении микропрепарат «соединительная ткань. Хрящ».Зарисуйте увиденное.

4. Определите и обозначьте:

А. группы клеток; Б. Неклеточное вещество.1.Ядро;2.Цитоплазма;3.Мембрана.

Рассмотрите микропрепарат «Нервная ткань» Зарисуйте увиденное.

Определите и обозначьте цифрами:

Приготовьте микропрепарат эпителия ротовой полости:

— капните каплю воды на предметное стекло;

Читайте так же:  Травма голеностопного сустава лечение дома

-обработайте дезинфицирующим раствором ложечку;

— снимите с ее помощи с внутренней стороны щеки немного эпителия;

-поместите его в каплю воды на предметном стекле;

-окрасьте препарат раствором синих чернил, накройте покровным стеклом.

5. Рассмотрите и зарисуйте клетки эпителиальной ткани.

6. Подпишите их части.

Лабораторная работа № 2.Строение клеток крови лягушек и человека.

Цель. Установить связь формы и строения эритроцитов и лейкоцитов с выполняемыми функциями.

Оборудование и материалы: микроскоп, готовые микропрепараты крови лягушек и человека.

Лабораторная работа «Строение и функции суставов»

Лабораторная работа №___

Тема: «Строение и функции суставов»

Цель: определить значение суставов, взаимосвязь строения и функций.

Оборудование: модель скелета, рисунки учебника и раздаточного материала.

1. Рассмотрите на рисунках учебника, раздаточного материала и на модели скелета человека плечевой и локтевой суставы.

2. Установите, какими костями они образованы.

3.Определите, какую форму имеют суставные поверхности.

4.Выясните на себе, какие движения возможно совершать в плечевом и локтевом суставах.

5.Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Ход работы. Тема: Строение и функции суставов

Лабораторная работа №9

Тема: Строение и функции суставов.

Цель: изучить особенности строения суставов, установить взаимосвязь между их строением и функциями.

Материал и оборудование: видеофрагмент, таблица «виды соединения костей».

Ход работы

1. Рассмотрите плечевой и коленный сустав человека;

2. Установите, какие кости их образуют.

ü Плечевой сустав образован:_____________________________________

ü Коленный сустав образован:____________________________________

3. Определите, какую форму имеют суставные поверхности. _________________

4. Выясните, какие движения можно совершать в плечевом и коленном суставах.

5. Подпишите составляющие части сустава, обозначенные на рисунке цифрами.

1 — ………………………………

По результатам работы сделайте вывод.

Ответив на вопросы:

ü Типы соединение костей бывают? (например)

ü Что снижает трение в суставе?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10983 —

| 7438 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема урока: Строение и состав кости. Лабораторная работа №4

«Изучение декальцинированной и прокалённой кости».

Наименование учреждения: ГУ«СОШ№6 г. Павлодара»

Должность: учитель биологии и химии

Стаж работы: 31 год

Тема: Строение и состав кости. Лабораторная работа «Изучение декальцинированной и прокалённой кости».

Тема урока: Строение и состав кости. Лабораторная работа №4

«Изучение декальцинированной и прокалённой кости».

Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей.

    образовательная: обобщить знания об основных функциях скелета; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы; развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения); убедить учащихся в единстве живой и неживой природы; воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).

    модель скелета человека; интерактивная доска, компьютер, презентация Power Point, фильм созданный в Windows Movie Maker; электронные учебники: 1С Образовательная коллекция, Уроки Кирилла и Мефодия; прокаленная, декальцинированная кости; фильтровальная бумага; резиновые перчатки.

Тип урока: комбинированный.

Методы: проблемно – исследовательский, объяснительно — иллюстративный, аналитический, индуктивный.

Проблема, которую призван решить урок: От чего зависит прочность кости?

Планируемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:

а) химический состав кости, влияние органических и неорганических веществ на свойства кости;

б) особенности строения кости;

в) определение и значение понятий: надкостница, костное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг;

уметь: характеризовать зависимость свойств кости от её состава и строения.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Постановка проблемы.

III. Объяснение нового материала.

1. Химический состав кости

2. Свойства кости. Лабораторная работа.

3. Внутреннее строение кости.

4. Возрастные изменения костей.

IV. Закрепление и обобщение изученного материала.

V. Домашнее задание

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем разговор о движении человека. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Девизом урока я выбрала слова Вольтера: “Движение – это жизнь”. (Слайд 1)

Показ кинофрагмента (фильм созданный в Windows Movie Maker «Человек искусственный)

II. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня при изучении нового материала, нам понадобятся знания предыдущего урока и прежде чем его начать, я предлагаю вам самим оценить свою работу. Перед вами лист самооценки (Слайд 2)

в него вы будете вносить оценки за проверку знаний по строению скелета, за выполнение теста, компетентностно-ориентированного задания, лабораторную работу и участие в обсуждении вопросов закрепления. В конце урока нужно поставить оценки в строки 6,7,8.

— Ребята, какая система органов обеспечивает движение тела, перемещение его в пространстве?

Читайте так же:  Ванны при остеоартрозе тазобедренного сустава

— Почему, по-вашему, опорно-двигательную систему называют костно-мышечной?

— Из каких частей состоит опорно-двигательная система?

— Каковы основные функции опорно-двигательного аппарата?

— В чем проявляется опорная функция, двигательная, защитная?

Ученики первого ряда работают у доски по электронному учебнику, остальные ученики называют отделы скелета и показывают их на модели скелета человека.

Задание №1 (2 мин.). Ребята, вам необходимо соотнести перечисленные названия костей с соответствующим отделом скелета.

Задание №1 написано и в рабочем листке.

Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду (Слайд 4)

Постановка проблемы.(выполнение компетентностно-ориентированного задания) (Слайд 5)

Задание №2 написано и в рабочем листке. ( См. приложение)

После выполнения КОЗ учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока и записывают в тетрадь.

Тема урока: Строение и состав кости. (Слайд 6), (Слайд 7).


III. Объяснение нового материала.

1.Учёные установили, что в состав кости входят многие вещества, химический состав её очень сложен. (Слайд 8)

Кость состоит из воды, органических и неорганических веществ. Обезжиренная, и обезвоженная кость состоит на 1/3 из органических веществ, получивших название “оссеин”, и на 2/3 из неорганических. Химики установили, что в состав кости входят соли кальция и магния, фосфора, и более 30 других различных элементов, необходимых для нормального функционирования костной ткани. Итак, кость состоит из многих веществ и обладает определенными свойствами.

— Какие свойства кости позволяют ей выполнять свои функции?

— Твердость, прочность, гибкость. И очень важным свойством кости является прочность. (Слайд 9)

По прочности кость сравнивают с некоторыми металлами (медью, железом). Прочность кости относится к прочности стали, как 1:10. Например, короткий сегмент большеберцовой кости может выдержать вес легкового автомобиля! Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг. Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун. (Слайд 10)

Как видно из таблицы кость по своей прочности уступает только твердым сортам стали, и оказывается гораздо прочнее ставших образцами прочности гранита и бетона.

Чем же объясняется такая высокая прочность костного материала? (Постановка проблемы урока)

Мы постараемся ответить на этот вопрос с точки зрения состава. И для этого проведём лабораторный опыт, ведь “опыт – кратчайший путь познания истины”, а народная мудрость гласит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

Учитель: Вещества, входящие в состав кости, можно разделить на две группы органические и неорганические.

? Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости?

ПО Кальций, фосфор, магний.

? Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

ПО Белки, жиры, углеводы.

Учитель: Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

2. Лабораторная работа (Слайд 11)

Учитель: Два дня назад я поместила куриную кость в 10% р-р соляной кислоты. Именно куриную кость, т. к. она мельче, чем, например коровья и на растворение солей, входящих в её состав, потребуется меньше кислоты и времени. Итак, я извлекаю кость из стакана, удаляю остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

? Мы поместили кость в раствор соляной кислоты, что произошло с неорганическими веществами?

ПО Неорганические вещества растворились, а органические остались.

Запись на доске: ДК=ОВ+НВ

? Как вы понимаете слово “декальцинированная кость?” Из каких веществ она состоит?

Какие свойства характерны для декальцинированной кости?

ПО Упругость, гибкость

? К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

ПО Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность.

Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

ПО Их можно сжечь.

Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений отлично горят. На месте костра всегда остаётся зола-это минеральные соли (т. е. неорганические вещества), а органические вещества сгорают. Я прокалила куриную кость. Кость обуглилась, обугливание — верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость хрупкая, крошится в руках на пластинки, но пластинки самим по себе очень твердые.

? Что происходило с органическими веществами кости при прокаливании?

ПО Органические вещества сгорали, остались неорганические.

Запись на доске: ПК=ОВ+НВ

? Из каких веществ состоит прокалённая кость?

ПО Из неорганических.

? Какое свойство наиболее характерно для прокалённой кости?

ПО Хрупкость, твёрдость.

? Какие свойства характерны для нормальной кости?

ПО Упругость, гибкость, твёрдость.

Заполните таблицу в рабочем листке. (Слайд 12)

Задание №3 написано и в рабочем листке. ( См. приложение)

Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду(Слайд 13) .

3.Учитель: От чего еще зависят уникальные свойства кости?

Учитель: Рассмотрим строение кости, и докажем, что ее свойства зависят от строения. (показ электронного учебника: 1С Образовательная коллекция )

Данные особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной башни – Эйфелевой. (Слайд 14).

Читайте так же:  Разрыв связок локтевого сустава симптомы и лечение
Видео (кликните для воспроизведения).

Проверка знаний по тренажеру электронного учебника: « Уроки Кирилла и Мефодия»

Учитель: Ребята как вы думаете, изменяется ли состав костей с возрастом? Каким образом? Рассмотрим диаграммы “Возрастные изменения состава костей”. (Слайд 15)

С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

? Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?

? Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

Учитель: Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. В нашей школе по данным медосмотра у 36% учащихся нарушение осанки, в среднем звене – 18% человек уже испортили свою осанку. Не попадайте в их число! Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой.

Учитель: Ребята, выполнив задание №4 в рабочем листке, вы сделаете вывод к сегодняшнему уроку.

Задание №4 Вывод. Вставьте пропущенные слова в предложении:

«Свойства кости определяются единством ………………………… и …………………. веществ. Органические вещества обеспечивают …………………………. кости, неорганические ………………. а их сочетание прочность кости. Мы убедились в том, что свойства кости зависят от её …………………..».

Задание №4 написано и в рабочем листке. ( См. приложение)

    Вывод: Свойства кости определяются физико-химическим единством её состава и строения.

IV. Закрепление и обобщение изученного материала. (Слайд 17)

Запишите вывод в рабочем листке и заполните в листе самооценки вопросы №6,7,8. ( См. приложение)

V. Домашнее задание: § 24 стр. 83, ответить на вопросы и найти дополнительную информацию об опорно-двигательной системе под рубрикой “Это интересно”.

Рабочий листок к уроку: Строение и состав кости.

Задание №1 (2мин.) Вам необходимо соотнести перечисленные названия костей с соответствующим отделом скелета.

Урок №18 Тема занятия: Добавочный скелет. Соединения костей. Лабораторная работа №4 Строение и функции

Класс: 8 класс Дата проведения: 10.11.2017г

Добавочный скелет. Соединения костей.

Лабораторная работа №4 Строение и функции суставов

Фронтальная, коллективная, групповая.

практический метод, частично-поисковый, эвристическая беседа.

сформировать представление о скелете свободных поясов конечностей; о типах соединения костей; об особенностях строения скелета в связи с прямохождением и трудовой деятельностью.

Планируемые результаты обучения:

ученик сравнивает отделы скелета человека; объясняет особенности строения отделов скелета в связи с выполняемыми функциями;

ученик развивает коммуникативные умения, умения оценивать результаты выполненных действий;

ученик умеет текстовую информацию переводить в графическую.

ученик показывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру.

Основные понятия, термины. Ключевые идеи.

пояс верхней конечности, скелет руки, пояс нижней конечности, скелет

ноги; соединеия костей: подвижное, полуподвижное, неподвижноею

Материалы и оборудование

Электронные презентации, электронное приложение к учебнику , «Биология. Человек. Культура. Здоровье». 8 класс для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе – М. Просвещение, 2012 год.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Функцию питания и роста кости выполняет:

1) губчатое вещество; 2) желтый костный мозг;

3) надкостница; 4) красный костный мозг.

2. Кости образованы:

1) межклеточным веществом; 2) эпителиальной тканью;

3) соединительной тканью

3. К плоским костям относятся:

1) ребра и лопатки; 2) лучевая и локтевая кости;

3) большая и малая берцовая кости; 4) ключицы

4. Рост костей происходит:

1) в течение всей жизни 2) до 24-25 лет

4) в зависимости только от количества и качества пищи.

5. По какому признаку можно отличить кости молодого человека от костей старика?

1) в молодых костях выше содержание оссеина (органических веществ);

2) в молодых костях выше содержание солей;

3) в молодых костях меньше органических веществ.

6. В организме человека:

1) более 300 костей; 2) более 400 костей; 3) более 200 костей.

7. Присутствие каких веществ придаёт костям упругость?

1) минеральные вещества; 2) органические вещества; 3) вода

8. Присутствие каких веществ придаёт костям твёрдость?

1) минеральные вещества; 2) органические вещества; 3) вода

(Ответ: должно получиться число 34121321)

Из предложенного перечня выберите только трубчатые кости. И ответьте на вопрос: Какое строение имеет трубчатая кость?

  1. Кости стопы
  2. Кости голени
  3. Кости предплечья
  4. Рёбра
  5. Лопатки
  6. Бедренная кость
  7. Тазовые кости
  8. Грудина 236

1. В Казанской медицинской академии есть богатая коллекция скелетов, а среди них есть два скелета, один из которых имеет длину около 2-х метров, а другой совсем маленького роста. Каким же образом они оказались в медицинской академии? История появления их такова. Вблизи Казани, в лесах действовала банда разбойников, которые совершали набеги на торговые обозы. Но при помощи жандармов разбойники были пойманы и их прогнали через строй солдат, которые ударяли по ним железным прутом. В то время, за тяжкие грехи церковь не разрешила их хоронить, тогда решили их анатомировать. Вот и остались, эти скелеты по сей день. Как вы думаете,

Читайте так же:  Восстановление гиалинового хряща коленного сустава

— Почему они сохранились так долго? — Почему же кости у них такие упругие? (ответы учащихся)

2. Мы с вами знаем, что кости растут в толщину и в длину только в детстве и юности, а у взрослых этого не происходит. Но замена старого костного вещества новым продолжается всю жизнь. Был проведен такой опыт. У молодой собачки разрезали кожу на бедре и бедренную кость обвязали проволокой, затем кожу зашили. Шли годы, после смерти собаки проволочного кольца на поверхности не было, его нашли внутри кости. Почему? (ответы учащихся)

3. Великий анатом Андрий Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных, так как церковь запрещала вскрытие трупов, приносил домой, разбирал их, дойдя до такого совершенства, что мог с закрытыми глазами узнать любую кость. А можем ли мы, каким то образом узнать определенную кость? Приведите примеры.

Мы рассмотрели особенности строения костей, их химический состав, значение опорно — двигательной системы. И мы узнали, что скелет человека образован разными типами костей. А вот как соединяются между собой кости в скелете, и в чем проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений, мы рассмотрим сегодня на нашем уроке.

IV Работа в группах

Задание 1-2 группе.

Изучите текст параграфа 18 с.50-51. «Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет». Используя модель «Скелет человека», ответьте на вопросы:

  1. Какие кости составляют скелет поясов конечностей?
  2. Какие отделы составляют добавочный скелет?
  3. В чём проявляется приспособление верхних конечностей к труду, а нижних к опоре?

Задание 3 группе.

Изучите текст параграфа 18 с.50-51. «Соединение костей». Составьте схему:

Типы соединения костей

неподвижное полуподвижное подвижное

позвоночник грудная клетка плечевой

Ответьте на вопросы:

  1. Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций»
  2. — Если человек прыгает с 2-х метровой высоты, повреждений может и не быть. А если упадет с 20 метровой высоты, то возможно повреждение. Почему же так?

  1. Какое строение имеет сустав?
  2. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность?

Выполните ЛР №4 Строение и функции суставов

Занятие №13. Лабораторная работа «Дыхательная система»

Дыхательная система – это совокупность органов, обеспечивающих процесс газообмена между организмом и окружающей средой.

Дыхание – это совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода и выделением энергии.

Цель: изучить строение и функции дыхательной системы.

Оборудование: муляжи сердца, таблицы, атласы [1, с. 42-45; 5, с.52-54], учебники [2, с. 324-330; 4, с. 236-243].

Задание 1. Рассмотрите рисунок 30 «Дыхательная система человека», сделайте подписи к рисунку. Какие функции выполняют разные отделы дыхательной системы?

Рисунок 30 – Дыхательная система человека

Задание 2. Рассмотрите рисунок 31 «Строение гортани», сделайте подписи к рисунку. Назовите функции гортани.

Рисунок 31 – Строение гортани

Задание 3. Рассмотрите рисунок 32 «Схематическое строение легких человека», сделайте подписи к рисунку.

Рисунок 32 – Схематическое строение легких человека

Задание 4. Выполните лабораторную работу «Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний (трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина)»

Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.

Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).

1) Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3–4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.

2) Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.

3) Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.

Оцените полученные результаты с помощью таблицы 16.

Таблица 16 – Время задержки дыхания в функциональной дыхательной пробе Серкина

Состояние здоровья 1-й этап работы 2-й этап работы 3-й этап работы
Здоров, тренирован 50-70 с и более более 50% 1-ого этапа более 100% 1-ого этапа
Здоров, нетренирован 45-50 с 30-50% 1-ого этапа 70-100% 1-ого этапа
Скрытая недостаточность кровообращения 30-45 с менее 30% 1-ого этапа менее 70% 1-ого этапа

Сделайте вывод о функциональном состоянии дыхательной системы испытуемого.

Задание 5. Заполните таблицу 17 по функциональным показателям дыхательной системы.

Таблица 17 – Функциональные показатели дыхательной системы.

Наименование должной величины Цифровое значение должной величины
Частота дыхания: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) у 4-х и 7-ми летних детей
Минутный объем дыхания: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 6 лет
Жизненная емкость легких: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 4-6 лет
1.Дыхательный объем 2. Резервный объем 3. Дополнительный объем 4. Остаточный объем 5. Минимальный объем 6. Величина вредного пространства
Состав вдыхаемого атмосферного воздуха: А) кислород Б) углекислый газ В) азот
Состав выдыхаемого воздуха: А) кислород Б) углекислый газ В) азот
Парциальное давление углекислого газа: А) в атмосферном воздухе Б) в альвеолярном воздухе
Парциальное давление кислорода: А) в атмосферном воздухе Б) в альвеолярном воздухе
Масса легких: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 1 год
Читайте так же:  Ортез на коленный сустав инструкция по применению

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10337 —

| 7636 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Лабораторная работа № 1.

Изучение тканей организма человека.

Понятие онтогенез, основные этапы эмбрионального развития

Зародышевые листки, их обособление.

Понятие ткань организма человека, классификация тканей.

Рассмотреть под микроскопом и зарисовать препараты тканей, отметить особенности строения в связи с выполняемыми функциями.

Эпителиальная ткань однослойный и многослойный эпителий

Рыхловолнистая соединительная ткань

Плотноволокнистая соединительная ткань

Хрящевая ткань (волокнистый, гиалиниовый, эластический хрящ)

Мышечная ткань (гладкомышечная, поперечнополосатая, сердечная)

Подготовить ответы на вопросы к контрольной.

Клетка структурно-функциональная и информационная единица живого.

Мембранные органеллы клетки (ядро, митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, плазмолемма)

Немембранные компоненты клетки (рибосомы, клеточный центр)

Принципы классификации соединительных тканей.

Хрящевая ткань ее виды.

Эпителиальная ткань ее виды.

Мышечная ткань ее виды.

Лабораторная работа № 2. Кость как орган

Кость как орган.

В состав кости входят несколько тканей. Ведущей, обеспечивающей функцию кости является костная ткань, также в состав кости входят хрящевая ткань, нервная ткань, кровь и гладкомышечная ткань, плотноволокнистая соединительная ткань. Все внутренне пространство кости заполнено костным мозгом, который является неотъемлемой частью органа. Снаружи кость покрыта надкостницей (соединительная ткань), за счет которой кость питается, растет в ширину и способна к регенерации.

Рассмотрите внешнее и внутреннее строение кости (рис.3), расположение компактного и губчатого вещества – зарисуйте

Рассмотрите различные виды костей, зарисуйте, найдите примеры.

Развитие костей

Развитие любой кости происходит за счет остеобластов, которые образуются их мезенхимы зародыша. Эти клетки вырабатывают межклеточное вещество кости. Косит могут развиваться на почве соединительной или хрящевой ткани и в соответствии с этим различают виды окостенения:

Первыми окостеневают участки костей наибольшую основную нагрузку, затем из благодаря добавочным очагам окостенения остальные части скелета. Весь процесс развития кости происходит в тесной связи с кровеносной системой. Также на скелеты ярко отражается работа мышц. Длительные сокращения мускулатуры вызывают усиление обмена веществ кости, в результаты кость увеличивается в размере, выраженнее становится ее рельеф.

Ответьте на вопросы.

Какие ткани входят в состав кости.

Химический состав кости

Внешнее строение кости

Внутреннее строение кости

Губчатое и компактное вещество кости, особенности их строения и расположения

Костный мозг, его виды, функции

Возрастные изменения кости

развитие кости, типы окостенения

Классификация костей, ее принципы.

Влияние образа жизни на структуру и размер костей.

Лабораторная работа № 3 Соединение костей. Артрология.

По развитию, строению и функции все виды соединения костей делят на 2 большие группы:

И выделяют переходную форму — попупрерывное или симфиз, он имеет небольшую щель, но не снабжен настоящей суставной полостью и сумкой.

Основные типы соединений костей и их примеры

1. Рассмотрите различные виды швов черепа, зарисуйте и подпишите

Отметьте зубчатый, чашуйчатый, гармонический (гладкий шов).

2. Рассмотрите строение сустава, зарисуйте и подпишите его основные элементы.

Определите принципы классификации суставов, типы движения и плоскости вращения в них.

Суставы играют тройную роль:

сохранение положения тела

перемещение частей тела друг относительно друга

По форме суставные поверхности рассматриваются как отрезки геометрических тел вращения: цилиндра (одна ось вращения), эллипс (две оси), шар (три оси). Различают следующие виды движения:

вокруг фронтальной оси – сгибание и разгибание

вокруг сагиттальной оси – отведение и приведение

вокруг вертикальной оси – вращение (супинация и пронация)

с переход с одной оси на другую – круговое движение — циркумдукция

укрепляющей частью сустава являются связки. Они выполняют две функции – направляют и удерживают работу суставов.

Классификация суставов по форме суставных поверхностей и функции (тип выполняемых движений)

12а и 12б одноосный блоковидный сустав, движения разгибание (а) и сгибание (б).

13 седловидный двуосный сустав движения – сгибание, разгибание и отведение, приведение

14 одноосный цилиндрический сустав – вращение вправо и влево

15 трехосный шаровидный сустав.

Видео (кликните для воспроизведения).

Весь двигательный аппарат человека делят на две части – пассивную и активную, также можно выделить три системы органов:

Источники

Лабораторная работа 4 строение и функции суставов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here